Глава 8. О роли калмыцкой женщины в семье и в обществе http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/dovdanov_2005/16.htm Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвленной системой родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются. Например: нагцх – дядя по материнской линии, авг – дядя по отцовской линии; ач – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери считаются более близкими о чем свидетельствуют пословицы: усна экн – булг, күүнә экн – наһцнр (истоки рек – родники, истоки рода - родственники по материнской линии), эцкин төрлд – зогсад һар, экин төрлд – суугад һар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери, хранительнице очага. Традиционно у всех монгольских народов женщина пользовалась почетом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала, на свои плечи всю тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой случай зарегистрирован еще в «Сокровенном сказании монголов», когда мать Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке(хальмгар Үүлн- облачко), после гибели мужа – знаменитого Есугей-богатура, одна воспитала своих сыновей достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить, что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью, ибо все рожденные ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно продолжили грандиозное дело своего отца. История сохранила предание о поступке женщины-ойратки времен ойратско-китайских войн. Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать самым дорогим во имя рода, своей нации. Другой исторический пример. Когда воспользовавшись тем, что мужчины ушли воевать, на хотон напали враги, против них, одев на себя доспехи, выступили одни женщины. Отчаянно сражаясь, многие погибли. С оставшихся в живых враги сняли доспехи и, пораженные их мужеством, отступили. Как тут не вспомнить знаменитую Ану-хатун, жену неукротимого Галдан-Бошокту хана, которая в критический момент битвы с китайскими войсками одела боевые доспехи и сделав внезапную атаку, стреляла из лука , до тех пор пока не вывихнула большой палец, прорвала кольцо окружения и отвлекла врага, уведя его основные силы. Более близкий исторический пример связан с именем героини гражданской войны Нармы Шапшуковой. Она храбро сражалась рядом бок о бок с мужем командиром эскадрона Максимом Шапшуковым, который в порыве яростной атаки кричал ей «если отстанешь - зарублю». Во время одной из жестоких схваток она спасла жизнь командиру полка Акиму Стаценко. Нарма Шапшукова - одна из немногих женщин, награжденных боевым орденом за подвиги в гражданской войне. Массовый героизм проявили женщины Калмыкии во время Великой Отечественной войны. Они служили во всех родах войск, воевали на всех фронтах и в партизанских отрядах. За ратный подвиг многие из них награждены орденами и медалями. Навсегда останется в народной памяти имя героини – партизанки Тамары Хахлыновой. * * * Калмыцкий историк Эмчи Габан Шараб в «Сказании об Ойратах» говорит об одной из известных ойратских красавиц XVII столетия княжне Ечжи-Цаһан. «Ечжи-Цаһан Хатун своего сироту сына Малай – Баатура и других сделала лучшими из Ойратских владельцев». Ойраты различали четыре основных типа женской красоты. Әрүн шагшавдта эм (чисто целомудренная женщина-нравственная красота женщины), нүдндән һалта, нүүртән герлтә эм (с огнем в глазах и светом в облике-магически обольстительная женщина), кевлүн сәәхн эм (физически красивая женщина (стан, фигура,осанка), кеерлдг эме (т.е. женщина, умеющая красиво и со вкусом одеваться, с большой внутренней культурой). Известный востоковед Г.С. Лыткин находился среди ойрат-калмыков Поволжья в 1859-1860 г.г. Своими впечатлениями и материалами, обнаруженными им в библиотеках нойонов, он поделился с читателями «Астраханских губернских ведомостей». («Материалы для ойратов»). Интересно следующее сообщение из этой работы: «Почтенный старец Бебе, сын Габан-Цойчжин, простолюдин Мало-Дербетовского улуса с восхищением говорил мне, что у Ойратов были такие красавицы, каких теперь нет. Эти красавицы были: Юм-агас, Гунчжу-Хатун, Сайхан-чжу и Ечжи-Цаган. Каждой из них были присущи определенные качества, которыми они славились среди ойратов. Например: верность супругу, религиозная духовность (Юм-Агас), остроумие, мудрость, воспитание детей, любящих и чтящих заветы предков (Гунчжур-Хатун), благотворительная деятельность в пользу хурулов, бывших тогда центрами культуры и образования, умение примирить враждующих (Сайхан-Чжу), умение воспитать из сына отличного воина и сделать своих детей лучшими из ойратских владельцев (Ечжи-Цаган)». Еще Марко Поло, знаменитый венецианский купец, описывая жизнь монгольского общества, отмечал: «Жены, скажу вам, и продают и покупают все, что мужу нужно, и по домашнему хозяйству исполняют. Мужья ни о чем не заботятся, воюют да с соколами охотятся на зверя и птицу. С чужою женою ни за что не лягут и считают это за дело нехорошее и подлое. Жены у них славные, мужьям верны, домашним хозяйством занимаются хорошо». В известном памятнике ойратской литературы «История Усень Дебескерту – хана» четко обозначены те или иные качества, присущие представительницам прекрасной половины. Пятнадцать признаков женщины высокой нравственности: 1. Мудра в управлении и красива внешне. 2. Стыдлива, немногословна, ухожена. 3. Выполняет необходимые обязанности и содержит семью и подданных. 4. Не привечает развратных, лживых людей и не докучает соседям. 5. Умеет размышлять и хранить тайну. 6. Лик светел и чист. 7. В строгости воспитывает дочь и других членов семьи. 8. Следит за хозяйством и умеет подавить свой гнев. 9. Не скупа и всегда подает милостыню. 10. Содержит дом в чистоте. 11. Ложится поздно, встает рано и приводит себя в соответствующий вид. 12. Приведя себя в порядок, спозаранку управляется по хозяйству. 13. Не ленива, умна и искусна в рукоделии. 14. Совершенна в деяниях и почитает мужа, как бога. 15. Нравственно чиста и совершенна в помыслах. Эти признаки соответствуют статусу женщины высшего сословия. Для обычной женщины также перечислены определенные морально-нравственные качества, обеспечивающие ей счастливую и спокойную семейную жизнь. Восемь признаков женщины среднего нравственного уровня: 1. Величава как пава. 2. Кротка, как агнец и немногословна. 3. Трудолюбива и аккуратна как мышка. 4. Грациозна как птица в полете. 5. Предана супругу, как верблюдица. 6. Чиста, как рыбка. 7. Безгрешна, как птенец. 8. Львицей охраняет покой родных. Четыре признака женщины, которая будет счастлива в браке: 1. Почитать мужа как бога. 2. Почитать мужа как отца и брата. 3. Служить мужу как рабыня. 4. Быть подобно богине-деве. В этом же труде указываются негативные качества, которые не украшают женщину. Восемнадцать признаков женщины низкого нравственного уровня: 1. Скверный характер, прожорливость и беспричинный смех. 2. Докучливость посещениями и угощениями у соседей. 3. Позднее просыпание и пере-поручение хозяйственных дел на слуг. 4. Хмурый и неприветливый вид. 5. Бесстыдство и очернение деяний достойных. 6. Неуважительность и не имение высоких устремлений. 7. Неэкономность, упреки супруга, сына и дочери. 8. Сомнения в верности супруга. 9. Привнесение себя, очернение и осмеяние других. 10. Себялюбие и привязанность к веселью. 11. Вспыльчивость и гнев. 12. Жадность и не возврат долгов. 13. Не осознание своей вины и беспричинный плач. 14. Рыскание ради удовлетворения подобно гулящей собаке. 15. Сплетни, злорадство и болтливость. 16. Ссора со всеми, не замужество. 17. Неряшливость, неопрятность, не чистоплотность. 18. Не совершение необходимых деяний в установленный месяц. Четыре признака, из-за которых женщина несчастлива в браке: 1. Не ведает стыда, страха и совести. 2. Расточительна, не бережлива и не экономна. 3. Свирепа и гневлива. 4. Привержена к греховным деяниям подобно дьяволице. Г.Н. Прозрителев, в приведенной ранее работе «Военное прошлое наших калмыков», отмечает: «Нельзя здесь не сказать о калмыцкой женщине, калмычке-жене, калмычке-матери. Страстная любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу и полное отсутствие преступности среди женщин, рисуют во весь рост эту степную обитательницу, живущую в самых тяжелых условиях экономических и общественных. Надо поражаться, как калмычка может при данных условиях оставаться верной своей кибитке, не бросить свой очаг, около которого она видит постоянно пьяного мужа, полуголодное существование и вечную работу на себя, детей и мужа. Мораль женщины калмычки - высокая мораль и она, как воспитательница, дает детям безусловно твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости. Калмык мало ценит свою женщину и стремится в села: русская женщина его особенно привлекает и он тает пред ней, как воск на солнце. «.. Но калмычка своим характером, нравственностью и благоразумием умела себя поставить в самое прочное положение. Она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа и смело может рассчитывать прожить с ним свой век, пользуясь любовью и уважением семьи, лишь бы не была бездетна.» - говорит Бентковский. Если принять во внимание, что религия калмыка не охраняет брака, и те тяжелые условия, в которых протекает жизнь калмыцкой женщины, при пьяном и невежественном муже, то приведенная выдержка достаточно очерчивает нравственный облик этой женщины. Калмычка – мать пользуется трогательной привязанностью сына, даже в то время, когда жизнь наложит уже на него свою тяжелую руку, и все житейские невзгоды перекатятся через его нечесаную голову». По свидетельству Г.В.Байсковского «Калмык строго придерживается этикета, зато в непокорном состоянии (т.е. в пьяном виде) ему все нипочем, только против женщины он не забудется, как бы хмель не омрачил его ума».К сожалению в настоящее время этого уже не скажешь. В предисловии новых песен «Джангра» (1990г.) Д. Н. Кугультинов вспоминает: «Говоря о гуманизме «Джангара», сравнивая его с тысячелетним эпосом других народов, равным ему примерно по возрасту, поэт Семен Липкин однажды высказал мысль – удивление. Он говорил, что такое высокое понятие о добре и нравственности, поистине романтическая любовь к жизни в то изначальное время детства человечества почти невероятны. Он предполагал, что, может быть, идеи «Джангара» были занесены с иных цивилизованных планет. И тут он восхищался: «Посмотрите, какое целомудрие, какая нравственная высота!» - обращаясь к эпизоду, когда по просьбе любимого сына Хонгора его мать трижды перешагнула через сильно раненного, со стрелой у сердца Джангара. Если этот ритуал совершает женщина безукоризненной, кристальной чистоты, стрела должна выпасть из раны, а тут она повисла на кончике, но не выпала. И мать Хонгора пытается понять причину этого: Как – то на следующий год После замужества, весной, Приключилась беда со мной. Делала я кобылицы обход, - Помню, был хороший удой, - Вдруг один жеребец гнедой Матку покрыл. В ту пору еще Глупой была я, молодой, И на них через плечо Страстолюбивый бросила взгляд. Вот отчего, быть может, стрела Выйти из раны теперь не могла! Ведь какова нравственность, если только необдуманно брошенный взгляд есть нарушение целомудрия, чистоты души! – воскликнул Семен Липкин». Как образец великой материнской любви можно привести эпизод из жизни знаменитого Геше Вангьяла, который в числе других калмыцких священнослужителей принес Учение Будды на американский континент в США. «Геше - лама был в состоянии комы в течении двадцати трех дней. Его рот был полон струпьев, и единственным средством к существованию были капли кипяченой воды, которую наливали в рот через трубку. За ним ухаживали долго. Хотя мать сама была больна, она очищала его рот своим языком. (Геше-лама часто рассказывал эту историю, чтобы продемонстрировать материнскую преданность своему ребенку – важный образец в буддийском учении для развития сострадания как части процесса порождения альтруистической устремленности к наивысшему просветлению ради (блага) всех существ). Вскоре после этого, но до того, как он пришел в сознание, мать Геше-ламы умерла». О влиянии буддийской морали на поведенческий тип женщины можно понять из известной легендарной истории из Джатаки-Мала. Суджата, молодая жена старшего сына богатого купца Анатхапандики, была заносчива, не уважала других и не слушала поучений своего мужа и его родителей. Поэтому в семье не было согласия. Однажды Благословенный пришел навестить Анатхапандику и заметил, что происходит. Он позвал молодую жену Суджату и ласково обратился к ней со словами: «Суджата, есть семь разновидностей жен: - Жена жестокая, с развращенным умом, - Пренебрегающая мужем и нелюбезная, - Воспламеняющаяся другими мужчинами, - Распутница, склонная к убийству, - Назовем эту жену убийцей! - Жена, которая готова ограбить своего мужа, Как бы ни был ничтожен его доход, От ремесла ли, от торговли или плуга, - Назовем эту жену грабительницей! Ленивая обжора, склонная к безделью, - Сплетница и грубиянка со скрипучим голосом, Которая низко ценит рвение и трудолюбие своего мужа, - Назовем эту жену госпожой! - Та, что с любящим участием, Как мать о единственном сыне, Заботится о муже и печется о его имуществе, - Назовем эту жену матерью! - Та, что относится к мужу, Как младшая сестра к старшему брату, Кроткая душой, исполняет каждое его желание, - Назовем эту жену сестрой. - И та, которая так рада видеть своего господина, Как близкий приятель после долгой разлуки, Доброго нрава, благородная от рождения, любящая помощница,- Назовем эту жену другом! Если, не боясь кнута и палки, бесстрашная, Терпящая все, спокойная и чистая душой, Она покорна слову своего мужа, свободна от гнева, - Назовем эту жену служанкой! Так вот, та, которая зовется госпожой, убийцей, вором, Которая груба, распутна, неуважительна, Когда смерть придет – Будет блуждать в мучениях ада. Но мать, сестра или друг и служанка, Строго и неукоснительно соблюдая предписания, Когда смерть придет – Будет блуждать в счастливом небесном мире. Вот, Суджата, семь разновидностей жен, которые могут быть у мужчины. К кому из них ты себя относишь?» «Господин, - ответила Суджата, - пусть с этого дня Возвышенный думает обо мне как о служанке». Во времена сибирской ссылки, как и всегда в периоды великих потрясений, именно самопожертвование калмыцкой женщины, ее терпение и трудолюбие, внимание и забота спасли народ наш от неминуемой гибели. В Элисте, как знак вечной благодарности, установлен памятник Матери, и весьма показателен тот факт, что самой любимой и популярной в народе песней является «Ээджин дун» (Песня о матери). Кратко резюмируя все вышеизложенное в этой главе, можно сказать, что женщина занимала и продолжает занимать весьма важное место в жизни калмыцкой семьи и общества в целом. Если в досоветский период более-менее заметную роль в общественной жизни играли женщины из знатного сословия, т.е. жены нойонов, за

Теги других блогов: женщины родство Калмыки